Дима Бикбаев: Жаворонок на сцене.
Ты знаешь его как "фабриканта" и солиста группы "БиС". Кому-то такой нагрузки хватило бы выше крыши - а Дима еще пишет книги, играет в театре и задается очень важными вопросами. Кстати, 15 марта у него будет день рождения. Поздравишь?
Лиза GIRL: Расскажи подробнее о спектакле, где ты играешь.
Дима: Это пьеса Жана Ануя "Жаворонок", которую поставили в Театре Луны, и для меня она особенно значима: когда я еще учился в ГИТИСе, то поставил оттуда отрывок. Это история Жанны д'Арк. Дело происходит под конец Столетней войны, во Франции правит король Карл VII, и в его жизни появилась Жанна. Ныне канонизированная, считающаяся святой - а тогда... Ну, все знают эту историю. Об этом и пишет Ануй, своеобразно, рискованно, а в постановке режиссера Натальи Когут пьеса и вовсе получилась мистерией. Мы поем, танцуем (но это не мюзикл), на первом месте - энергетика. Мысль впереди всяких рюшечек. Если уж говорить о том, что это за театр, он близок к тому, что хотел воплотить Мейерхольд: театр энергии, театр эмоциональных посылов, когда все завязано на подсознании. Для подготовки спектакля "Жаворонок" с нами работал опытный психолог, чтобы помочь мне и еще нескольким актерам войти в состояние истерики, транса. Правильно в него войти - и, что не менее важно, правильно выйти.
Лиза GIRL: Твоя роль... ?
Дима: Мой персонаж, Карл, - это современный человек, который много чего боится. В нем сконцентрированы почти все неврозы, которые только есть, и даже те, которые еще не открыты, кажется. И из него они все вырываются через крик, через пение, через танец...
Лиза GIRL: Трудно?
Дима: Да, эта роль тяжелая и физически, и морально, я готовлюсь по несколько суток. И после спектакля тяжело отходить, руки-ноги трясутся. Но я понимаю, во имя чего мы все это делаем.
Лиза GIRL: Для чего же?
Дима: Для очищения. Чтобы все страхи не преследовали людей в жизни, чтобы они вышли.
Лиза GIRL: То есть старинный греческий катарсис.
Дима: Да, совершенно верно. Те, кто знает историю Жанны д'Арк только в киноверсии, например, Люка Бессона, будут, наверно, ожидать от спектакля чего-то другого. Но все-таки эта пьеса не о Жанне и Карле. Прежде всего, она о человеке и Боге. И среди тех, кто любит театр (а не пришел посмотреть на солиста популярной группы), мне кажется, спектакль вызовет мощнейший резонанс. Он ведь отвечает настоящему предназначению театра.
Лиза GIRL: Какое оно, это предназначение, сейчас, по-твоему?
Дима: Как и любого искусства: передавать, направлять, помогать. Мне кажется, только так, простыми голосами действия, можно объяснить - а как только все уходит в демагогию, сразу смысл теряется.
Лиза GIRL: А зрителям-то не понадобится помощь психотерапевта?
Дима: Мне, конечно, трудно оценить, я же со стороны не видел. Зрители говорили, что это тяжело, да. Это ведь об одиночестве, это подковыривает самое больное, то, о чем мы обычно молчим. Показано то, что испытывал, наверное, каждый... Но в этом ведь и помощь.
Лиза GIRL: Но люди часто рассуждают: зачем мне такое, и без того полно проблем, лучше выберу что-то попроще, комедию...
Дима: Ну, бежать можно. Можно стараться чего-то не замечать. Болеть ведь не перестанет. А болит у многих. Зато столько шансов с этим справиться! И даже прийти в театр, чтобы задаться важными вопросами, - это тоже шанс.
Лиза GIRL: То есть ты, грубо говоря, не за то, чтобы отгородиться от мира розовыми рюшечками?
Дима: Это невозможно. Пэрис Хилтон спивается тоже не от счастливой жизни, хотя, казалось бы, у кого еще на свете столько розовых рюшечек. Сложно, конечно, говорить: мне 21 год, и, если верить психологам и философам, от многих нынешних позиций я потом буду отказываться. Такой возраст. Тем не менее, я считаю нужным поднимать важные вопросы.
Лиза GIRL: А для тебя они какие?
Дима: Формирование творческой личности всегда происходит под влиянием потрясений. Тогда человек понимает, что ему необходимо писать, рисовать, выходить на сцену - чтобы этим о чем-то говорить людям. Если коротко, я ощущаю, что обязан предостерегать людей. Как бы пафосно это ни звучало.
Лиза GIRL: Не нужно бояться пафоса, многое иначе и не скажешь.
Дима: Ну вот этим я и занимаюсь. У меня была авторская колонка в журнале, сейчас вот спектакль, в скорости выйдет книга... В будущем, надеюсь, и музыка моя займет нужное для людей место. Я сейчас увлекаюсь творчеством Виктора Цоя. Поражает, насколько он посвятил свою жизнь осознанию, восприятию идей и воплощение их. И для стольких людей это стало светом! Очень надеюсь, что когда-нибудь у меня тоже получится настроить голову на то, что навсегда и о главном. Но для этого очень много надо понять и от многого отказаться.
Лиза GIRL: Твоя книга - о любви?
Дима: Да. О том, что человек должен обрести себя, и к нему сама придет любовь. Так и называется. "Я.Смысл.Любовь". Я пытался вплести в книгу ритм, эмоцию, чтобы в процессе чтения происходили важные изменения. И читать ее надо, включив фантазию.
Лиза GIRL: Терапевтическая, получается, книжка!
Дима: Так и есть, да. Хорошее название. А мое второе название - "только для личного пользования". Об этом нельзя поговорить, кроме как с самим собой. И я очень надеюсь, что смог в этой книжке объяснить девушкам, как надо себя вести. Что нельзя быть развратной. Нельзя быть легкодоступной. Это перечеркивает все, природу перечеркивает. Лишает возможности жить цельно, жить по совести, ни к чему себя не принуждая и получая все эмоции в полном объеме, а не урезанную их версию.
Лиза GIRL: Твой переходный возраст тяжело проходил?
Дима: Я его как-то не заметил. Тогда только переехал в Москву - работа, работа... Бывали моменты, когда не к кому было идти... Когда рядом не было мамы. Понятно, что не у всех идеальные родители, но давайте представим на мгновение, что родители далеко и до них не добраться, ты совсем один. И сразу становиться очень ценно, что они есть! Я сейчас, конечно, могу прослыть домашним мальчиком, но пусть: недавно мои родители переехали в Москву (видимо, поняв, что их дети в Уссурийск уже не вернутся,) и я действительно счастлив, что рядом мама и папа, что до них можно доехать. Дом и семья - это для меня очень важно.
Лиза GIRL: Но ты же довольно рано стал самостоятельным?
Дима: Ай, да все мы несамостоятельны. Всем нам нужно иногда, чтоб нас приняли безоговорочно, поддержали. Один в поле не воин, это, действительно, правда.
Лиза GIRL: Но наверняка у тебя бывали моменты, когда ты был один, не физически, а по убеждениям, и отстаивал что-то важное?
Дима: Я всегда верил, что это возможно не только для меня. Как можно считать, что ты единственный понимаешь, как правильно? Это закрытая позиция. Я все-таки за открытое. Если ты уверен, что твое мнение верно, ты должен иметь достаточное количество аргументов, чтобы сделать его заразительным для кого бы то ни было. Если человек закрыт для мира, он далеко не всегда себя этим обогащает внутренне. Порой он себя этим уничтожает. Нет ничего прекраснее той реальности, которая нас окружает.
Лиза GIRL: Как это разделить? Как не снижать планку, если говорят "будь проще", но и быть открытым? Ну, скажем, рисуешь ты, а друзья и подруги говорят: "Да ну, фигня какая, лучше котят рисуй".
Дима: Ну, подруга подруге рознь. Если ты рисуешь или пишешь стихи - занимаешься любимым делом, - ты должен понимать: ты в этой области не первый. До тебя это делали много, и будут делать дальше. Ты входишь в целый пласт, в котором все связано. Тут уже есть и специалисты, и гении. И именно от них нужно отталкиваться, их держать ориентиром. Нужно понимать, что произведение искусства может быть только для тебя ценное. Если так - тогда не слушай подруг. А если ты хочешь, чтоб оно стало ценным и для окружающих тоже, то перед тобой огромное количество профессионалов в выбранной тобой сфере, которых можно и нужно слушать. Есть школы, педагоги. Ты не один. Будь восприимчивым. Все просто: если ты пишешь стихи, ты не можешь не учитывать, что Александр Сергеевич Пушкин их тоже писал. Нравится не нравится - вопрос десятый, но ты должен понимать, что в них заложено. Какая степень востребованности в них и по сей день. Читай и думай.
Лиза GIRL: То есть ориентироваться на качество, а не на славу, так?
Дима: Популярность - это не цель творчества, цель - сказать, передать важное. Быть посредником между идеей и людьми. Как только целью становиться популярность, надо все бросать и уходить. Для самого себя, чтобы не лишать себя пути, силы. Это самое главное.